Четверг, 14.11.2019, 22:14
Приветствую Вас Гость | RSS

МОБУ "Герасимовская СОШ"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
сетевичок
Госуслуги

Методическя копилка

Главная » Файлы » Учителям иностранного языка

Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО
24.03.2016, 20:31

               Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка и учителя. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Отличительной  особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В основе ее всевозможных форм и видов, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это проект и исследование. Именно поэтому организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников  сейчас уделяется первостепенное внимание.

             К тому же новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы.

Основными принципами новых стандартов являются:

- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

- единство обучения, воспитания, развития;

- практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Все эти принципы реализуемы в учебно-исследовательской и проектно деятельности школьника.

Чтобы более полно раскрыть проблему " Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО", я решила показать на своем собственном опыте весь процесс создания проекта. Ведь чтобы передать знания своим ученикам и научить их определенным навыкам, необходимо поначалу самому потренироваться.

Я хочу представить свой  практико-ориентированный проект: Тематический сборник песен для уроков иностранного языка. Что побудило меня на создание проекта? В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в Мировое образовательное пространство. Разрабатываются новые образовательные стандарты II поколения. Как любой учитель я чувствую потребность в дальнейшем совершенствовании своего профессионального мастерства. И подобная работа призвана дать учителю импульс к совершенствованию, побудить искать и находить оптимальные решения. Работая над темой самообразования «Оптимизация процесса обучения иностранному языку», я не могла оставить без внимания такое средство обучения, как применение песенного материала на уроке. Ведь ничто другое  не дает такой заряд оптимизма и хорошего настроения. Тема проекта возникла у меня не спонтанно, я пришла к ней постепенно, регулярно работая над проблемой повышения мотивации на урокам.

Остановимся подробнее на основных требованиях к проекту.

Основные требования к проекту

Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые.

 

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической. В роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

В данном случае актуальность  проекта мы видим в использовании песни как эффективного средства в процессе обучения всем аспектам языка,  развития  ребенка в плане формирования его лингвострановедческой компетенции. На основе этого была сформулирована тема проектной работы.

 

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации. Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

На этапе планирования определяем Объект исследования (организация учебной деятельности на уроке с применением иноязычного песенного материала);  Предмет работы (использование песен в процессе обучения иностранному языку для формирования ключевых компетенций; создание и апробация сборника песен как эффективного средства обучения);  Цель  проекта – на основе изучения методики работы с песней разработать сборник песен для работы над разными лексическими темами; описать роль и место песни на уроке иностранного языка, доказать эффективность обучения, включающего в себя регулярное использование песенного материала.

 

Цель реализуется в следующих задачах

1

изучить литературу об организации учебной деятельности с использованием иноязычных песен

2

проанализировать оптимальность использования песенного материала в процессе обучения иностранному языку

3

рассмотреть особенности песни как методического приёма при обучении произношению, лексике и грамматике

4

рассмотреть на конкретных примерах организацию работы с песнями на уроке иностранного языка

5

обозначить основные принципы работы с песенным материалом

 

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

В результате реализации нашего проекта мы получили тематический сборник песен для работы на уроках иностранного языка. Ожидаемые сопутствующие результаты:

  • развитие творческих способностей учащихся,
  • повышение уровня мотивации к изучению иностранного языка;
  • расширение музыкального кругозора учителя, его креативности в выборе средств и методов работы на уроке и вне его,
  •  улучшение психологического климата на уроке.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

 

То есть проект — это «пять П»:

ПРОБЛЕМА — ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ПЛАНИРОВАНИЕ) — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ — ПРОДУКТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Шестое «П» проекта — его ПОРТФОЛИО, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

 

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

В нашем случае мы имеем дело с практико-ориентированным проектом. Этот вид проектом у меня самый любимый, ибо он социально-значимый.

 

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

У нас имеет место быть моно-проект, так как он имеет отношение в основном к иностранному языку. Но если смотреть на вопрос шире, то к культуре и искусству тоже.

 

По характеру контактов между участниками проекты могут быть:

внутриклассными;

внутришкольными;

региональными (разного масштаба);

межрегиональными (в рамках одного государства);

международными.

У нас будет внутришкольный проект.

 

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.

 В нашем случае проект был долгосрочным. Этапы работы над проектом выходят за рамки одного учебного года, потому что я планомерно двигалась к этой теме, в ходе чего апробировала большое количество песенного материала на моих уроках. Проект был начат в 2013 году, завершен в 2015. Однако имеет перспективу быть продолженным и дополненным.

 

Форма продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта, как у нас! Сборник песен! Идея со сборником пришла ко мне во время моей практической педагогической деятельности. Я поняла, что он требуется, чтобы систематизировать все накопленное за эти годы, чтобы что-то не упустить или забыть, передать сей опыт другим, что и было проделоно на мастер-классе и открытых уроках, которые были проведены на базе нашей школы два года подряд.

Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:

 Web-сайт;                                                              - Мультимедийный продукт;

 Анализ данных социологического опроса;       - Оформление кабинета;

 Атлас;                                                                    - Пакет рекомендаций:

 Атрибуты несуществующего государства;       - Письмо в ... ;

 Бизнес-план;                                                         - Праздник;

 Видеофильм;                                                        - Прогноз;

 Видеоклип;                                                           - Публикация; 

 Выставка;                                                              - Путеводитель;

 Газета;                                                                   - Серия иллюстрации;  

 Действующая фирма;                                          -  Система школьного самоуправления;

 Журнал;                                                                 - Сказка;

 Законопроект;                                                      - Справочник;

 Игра;                                                                     - Сравнительно-сопоставительный анализ;

 Карта;                                                                   - Статья;

 

Виды презентаций проектов

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

 Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

 Деловая игра.          - Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий.                                          - Игра с залом.

 Диалог исторических или литературных персонажей.        - Защита на Ученом Совете.

 Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

 Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

 Научная конференция.                                                        -  Научный доклад.

 Отчет исследовательской экспедиции.                              - Пресс-конференция.

 Путешествие.                                                                        - Реклама.

 Ролевая игра.                                                                       -  Соревнования.

 Спектакль.                                                                           - Спортивная игра.

 Телепередача.                                                                      - Экскурсия.

В нашем случае это было участие в научно-практической конференции педагогов нашего района, открытые уроки.

 

Система оценки проектных работ ( на слайде). Понимая важность данных критериев, можно избежать ошибок при работе над проектом.

Ресурсное обеспечение проекта (на презентации)

 Данный проект имеет определенную новизну. Поиск оптимальных путей формирования ключевых компетенций учащихся с учетом местных условий – это уже новация. Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может быть использована учителями иностранного языка в процессе обучения разным аспектам языка и формирования лингвострановедческой, социокультурной, коммуникативной и других компетенций. Работа может быть использована в учебных учреждениях при планировании и проведении учителями работы в рамках современных УМК по английскому и немецкому языку.

              Каждый проект, чтобы он был более весомым и продуманным, должен иметь теоретическую основу. В теоретической части проекта  уделено внимание основам использования  музыки на уроках, где делается упор на то, что в современной школе мотивация является неотъемлемой частью работы с детьми. Учебный процесс не может проходить без искреннего интереса и желания обучающегося. Роль музыки в обучении иностранным языкам переоценить трудно. Песни на иностранном языке – универсальный материал для развития всех видов речевой  деятельности в совокупности.  В тексте песни материал легко запоминается, трансформируется и активизируется в речи. А это в свою очередь позволяет формировать коммуникативную компетенцию учащегося, которая является главной при обучении иностранным языкам.

                Но для того, чтобы песня сыграла свою положительную роль, нужен тщательный отбор песенного материала. Мелодии должны нравиться учащимся, музыкальное сопровождение должно быть современным и живым. На разных этапах обучения необходимо соответствие практическим целям данного этапа обучения и возрастным особенностям учащихся.

Критерий аутентичности. Возьмем пример из моего сборника. Такие песни, как „Bunt sind schon die Wälder“ («Леса стали разноцветными») и „Erntedankfest“ («Праздник благодарения за урожай»), помогают учащимся получить представление о том, как в Германии идет празднование Дня урожая  в начале осени. Мы сравниваем, как это проходит в нашем селе, анализируем, обобщаем.

В ходе педагогической деятельности я всегда уделяла внимание присутствию песни на уроке, поэтому у меня сложился багаж песен, которые применялись для разной тематики. Для проекта оставалось только обобщить и систематизировать мой предыдущий опыт работы с песенным материалом. В моем сборнике есть песни для начальной, средней и старшей ступени обучения. Например: «Herbstlied“ («Осенняя песня») для младших школьников,  „Hier lebst du“ («Здесь твой дом») – для восьмиклассников,  „Attention“ («Внимание») для темы «Решаем конфликты» в 9 классе по английскому.

Очень важно, чтобы в содержание обучения включались произведения, которые обладают образовательным и воспитательно-развивающим потенциалом. Этим критериям соответствует песня „Vergessene Kinder“ («Забытые дети»). Она заставляет задуматься учащихся о судьбе детей, которые одиноки в этом мире, будит сострадание и чувство тревожной ответственности за близкого друга, который находится в беде.

Песенный материал призван выполнять учебно-методические задачи. Песня – прекрасный материал для аудирования, когда она тесно связана по тематике с учебным материалом урока.

Методы и приемы аудирования песенного материала разнообразные: например, учащимся предлагается, глядя в текст, прослушать песню и заполнить пропущенные моменты. Если целью аудирования является понимание общего смысла, то можно предложить учащимся во время прослушивания изобразить на листочках то, о чем поется в песне. Например, слушая песню «It's the Weekend» («Это выходной»), в которой перечисляются способы времяпрепровождения детей и родителей, учащиеся могут схематически изобразить, что они делают, а потом по рисункам восстанавливают слова песни.

И, наконец, песни являются благодатным материалом для знакомства с культурой и традициями страны изучаемого языка. В проекте это такие песни, как «Ich wünsche mir zum heiligen Christ» («Я пожелаю себе на рождество»), «Kleiner Android» («Маленький андроид»), «Dezemberträume“ («Мечты в декабре»).  

Подробнее с методикой работы с песенным материалом на уроке можно ознакомиться в Приложении 2, содержащем методические рекомендации по работе с песенным материалом на уроке иностранного языка.

Нами был создан сборник иностранных песен, которые могут быть использованы преподавателями английского и немецкого языка. Сборник содержит 25 песен. На данный момент в нем сделан еще один раздел, содержащий дополнительный материал. Песни, представленные в сборнике, являются аутентичным материалом и исполняются носителями языка. Апробация разработанного нами сборника песен проходила в Герасимовской школе в течение двух лет. Ход и результаты апробации

Проект будет более весомым, если в его  содержании или этапах работы имеются анкетирование, всевозможные опросы общественного мнения, мониторинги, диаграммы. Мы проводили апробацию по использованию песни как средства формирования языковых и речевых навыков. Согласно плану проведено 2 диагностических среза. Учащимся понравилось использование песни при обучении, они охотно выполняли упражнения. Проведение анкетирования способствовало повышению уровня мотивации к изучению предмета иностранный язык. По результатам общешкольного мониторинга средний уровень мотивации учащихся старших классов составил 59,5. Изучив результаты апробации можно сделать вывод, что созданный сборник песен целесообразен и эффективен в процессе формирования ключевых компетенций обучения иностранному языку и для повышения уровня мотивации к изучению предмета

В процессе овладения учащимися ключевыми компетенциями важным становится умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулирования его творческой деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать методы обучения, которые позволили бы ученику проявить свою активность, своё творчество. И данная проектная работа помогает в этом плане. Использование музыки и пения на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность резервные возможности личности каждого ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.

 

Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности?

Цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

 

Общеучебные умения и навыки  формирующиеся в процессе проектной деятельности

1. Рефлексивные умения:

 умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

 умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 

2. Поисковые (исследовательские) умения:

 умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

 умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

 умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

 

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

 умения коллективного планирования;

 умение взаимодействовать с любым партнером;

 

5. Менеджерские умения и навыки:

 умение проектировать процесс (изделие);

 

6. Коммуникативные умения:

 умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

 умение вести дискуссию;

 умение отстаивать свою точку зрения;

 умение находить компромисс;

 навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

 

7. Презентационные умения и навыки:

 навыки монологической речи;

 умение уверенно держать себя во время выступления;

В заключении хочу представить вашему вниманию  краткий словарь «ПРОЕКТНЫХ» терминов ( на слайде)

Еще хочу вспомнить наиболее успешные работы моих учеников, которые участвовали в научно-практической конференции учащихся Новосергиевского района в разные периоды времени.

Некоторые итоги

Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до конца. Поэтому сегодня мы и имеем сей вопрос на повестке дня нашей аналитической сессии.

Но уже ясно: проект многогранен.

Кроме того, проект эффективен.

Проект перспективен.

Проект неисчерпаем!

Подведем некоторые итоги: что же такое проект?

 

Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

 

Проект — это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока — принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.

 

Проект — это особая философия образования.

Философия цели и деятельности.

Философия результатов и достижений.

Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

 

Школа будущего — школа проектов?

В заключении хочу еще раз сказать, что я получила удовлетворение и удовольствие от работы над проектом! И мои ученики тоже! И сейчас продолжают получать радость от того песенного материала, который мы используем на уроках.

Так что, и вам тоже наш совет – пойте! Пойте дома, в гостях, за столом или у костра, пойте! И вы убедитесь, что жизнь – гораздо лучше, чем вы до этого себе представляли! Ведь песня – это  Доза счастья. Давным-давно доказано, что слушание музыки – один из лучших способов вызвать активную выработку гормонов счастья – эндорфинов.

Вспомним слова о том, что песня строить и жить помогает. Ну, а про себя могу сказать, что «Музыка – это единственный наркотик, который я употребляю!»

Категория: Учителям иностранного языка | Добавил: школьная9
Просмотров: 339 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
ЕГЭ 2020
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz