Четверг, 14.11.2019, 21:28
Приветствую Вас Гость | RSS

МОБУ "Герасимовская СОШ"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
сетевичок
Госуслуги

Методическя копилка

Главная » Файлы » Учителям географии и биологии

Урок биологии в 10-м классе по теме «Генная инженерия» с использованием технологии развития критического мышления.
01.03.2016, 12:54

Урок биологии в 10-м классе по теме «Генная инженерия» с использованием технологии развития критического мышления.

Цель: научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными задачами и направлениями генной инженерии, механизмом работы с генами, использованием результатов науки на практике;
  • развитие умения оценивать и систематизировать информацию, задавать вопросы;
  • развитие навыков работы в группе.

Оборудование: компьютер, электронная презентация «Генная инженерия», раздаточный материал, учебник «Общая биология 10-11 класс» М: Просвещение, 2006г под редакцией Д.К. Беляева.

Ход урока

Стадия вызова:

Учитель рассказывает про старый анекдот:

«Скрестили японцы арбуз с блохой. Разрезаешь арбуз, а из него семечки выпрыгивают». Когда-то этот анекдот казался очень смешным. Кто бы мог предположить, что он может стать реальностью! Во всяком случае ученые уже встроили в ДНК помидора ген арктической камбалы. Правда, овощ не машет хвостиком и не уплывает от покупателя, зато столь же легко переносит холода, как и глубоководная северная рыба.

Учитель: Мы уже знаем, что такое ген. Генами люди научились управлять: их режут, дробят, сшивают, извлекают из ДНК, переставляют в другие места и манипулируют другими способами. Наука, которая этим занимается, называется « генная инженерия».

Учитель: Генная инженерия – это направление биологической инженерии, которое будет являться предметом исследования на нашем уроке.

Основные задачи урока – изучить методы работы генной инженерии, узнать каких высот она достигла, и, главное, решить один очень важный вопрос: «А нужно ли нам это?»

Но прежде я предлагаю вам выполнить задание: заполнить таблицу ЗХУ (приложение1). Шаблон таблиц раздается перед началом урока каждому ученику или можно начертить таблицу в рабочей тетради.

Учитель: Ваша задача – записать в первую часть таблицы, что Вам известно о генной инженерии.

Знаю

Хочу узнать

узнал

Генная инженерия

 

 

 

После этого озвучивают свои таблицы внутри группы (Группы формируются в начале урока по разным принципам. Это не занимает много времени, если дети научены групповой форме работы). Учитель спрашивает одного ученика от каждой группы и делает соответствующие записи на доске (составляется общая таблица ЗХУ на доске – заполняется первая колонка). Итак, у детей складывается общее представление о генной инженерии.

Учитель: Какие темы «генной инженерии» вам бы хотелось еще изучить?

Ученики записывают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, изучив данную тему, и фиксируют их в своей таблице. Каждая группа обсуждает свои вопросы и один из них предлагает всему классу (так заполняется вторая колонка таблицы ЗХУ на доске).

Стадия содержания:

Учитель предлагает ученикам поискать ответы на свои вопросы, поработав раздаточным материалом. Каждая группа получает разный материал по вопросам генной инженерии. Ученики записывают найденные ответы, а также новую информацию в графу «узнал» таблицы. Учащиеся обмениваются полученными знаниями в группе. Учитель просит отдельных ребят из группы озвучить свои ответы (оформляется третья колонка таблицы на доске). Ответы школьников можно сопровождать компьютерной презентацией, где выделены основные понятия и методы генной инженерии:

Генная инженерия – методы перестройки генотипа.

Задача этих методов состоит в получении индивидуальных генов и введение их в новое генетическое окружение для создания организма с новыми, определенными признаками.

Основные понятия:

  • Рестриктазы – ферменты, разрезающие молекулу ДНК;
  • Лигазы – ферменты, сшивающие молекулу ДНК;
  • Плазмиды – внехромосомные двухцепочечные кольцевидные молекулы ДНК.

Они легко выделяются из бактериальных клеток хозяев и в них легко встроить любые гены, которые они переносят в ДНК нового хозяина.

Направления современной биотехнологии:

  • Генная инженерия
  • Клеточная инженерия
  • Инженерная энзимология

Стадия рефлексии:

Учитель предлагает составить в группах «понятийное колесо» по изученной теме, где ключевое слово – «генная инженерия». Одна из групп озвучивает, а остальные дополняют, корректируют схему.

1

Подведение итогов урока:

Учитель: Вопрос нашего урока весьма неоднозначен, но как бы мы к этому не относились, факт остается фактом: прогресс остановить нельзя, он – двигатель нашей жизни. Нам не нужно бояться науки, но и нельзя быть безграмотными, безразличными и равнодушными, чтобы способствовать направлению науки в нужное русло.

Домашнее задание: ученики возвращаются к списку вопросов, записанных ими в начале урока в таблице ЗХУ и выбирают в качестве ДЗ вопросы, оставшиеся без ответа, проработав  §19 учебника и дополнительную информацию.

Учитель биологии МОБУ «Герасимовская сош» Гемберг Марина Ивановна.

Статья опубликована на сайте школы.

 

Категория: Учителям географии и биологии | Добавил: школьная9
Просмотров: 434 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
ЕГЭ 2020
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz